Народный календарь

В древности многие народы пытались вести счет времени. И чаще всего это делали, наблюдая за природой, солнцем или луной. По восходу и заходу солнца легко определяли начало новых суток, день и ночь, а по изменению природы — появление теплого (весеннее-летнего) и холодного (осеннее-зимнего) сезона. Но людям недостаточно было отмерять время только днями и годами, им необходима была мера времени крупнее, чем сутки, и поменьше, чем год. Тогда обратили внимание на Луну. Она то постепенно появлялась, то потом также постепенно исчезала. По ней стали отсчитывать месяцы. Один лунный месяц вмещал время от одного новолуния до другого. Не зря и в чувашском, и русском языке термины «месяц» — как небесное светило и «месяц» — как отрезок времени звучат одинаково. Но дело в том, что солнечные сутки и лунные месяцы точно не совпадают. В полном лунном месяце помещается не ровно 29 или 30 суток, а примерно 29 суток 12 часов и 44 минуты. И 12 лунных месяцев составляют около 354 суток. В солнечном календаре год — это полный оборот Земли вокруг Солнца. Он проходит примерно за 365 суток, то есть лунный и солнечный год различаются более чем на 11 суток. И если люди начинали отсчитывать время лунными месяцами, то они замечали, что через несколько лет их календарь не совпадал с природными сезонами. Например, по календарю уже наступил весенний месяц, а на самом деле еще лежал снег. Конечно, так случалось, ведь разница между лунным и солнечным календарями составляла около 11 суток, и через 3 года их уже было 33, больше чем месяц. У многих древних народов счет велся по лунному календарю: у китайцев, греков, евреев, предков немцев и англичан и т. д. Сохранился лунный календарь у современных мусульман. Их месяцы не связаны с природными сезонами, и один и тот же месяц может быть и весной, и летом, и зимой, и осенью. Чтобы как-то совместить лунный и солнечный календари, в некоторые года стали добавлять еще один месяц. Такой календарь называли лунно-солнечным. Его использовали в Древней Греции, Риме и в некоторых других местах, в том числе в монгольских, тюркских государствах. Чувашский народный календарь. Древние чуваши и их предки использовали лунно-солнечный календарь. В нем два года подряд имели по 12 месяцев, третий год — 13 месяцев. Используемый нами современный календарь неоднократно менялся, и чувашские месяцы точно не совпадали с месяцами русского календаря. Месяц ака приходился примерно на апрель-май, cу — на май-июнь, ceртме — на июнь-июль, утa — на июль-август, cурла — на август-сентябрь, авaн — на сентябрь-октябрь и т. д. В годы с 13 месяцами после кaрлач вставляли дополнительный кeceн кaрлач — «младший кaрлач». В начале XX века установился современный календарь и январь на чувашском языке стали называть кaрлач. Происхождение этого термина представляет определенную загадку. В большинстве записей исследователей все названия месяцев пишутся с прибавлением слова уйaх, например — пуш уйaх, ака уйaх. Название же января пишут просто — кaрлач (кaрлачa). Следующий месяц назывался нарaс (нурaс). В переводе с древнеиранского языка это слово означает «новый день», то есть первый день нового года. У многих народов в древности (в том числе греков, египтян, арабов, русских, евреев и др.) новый год начинался весной. Большинство тюркских народов до сих пор справляет праздник нового года в день весеннего равноденствия. Вероятно, справедливо справлять появление нового года именно весной, когда вся природа после холодной и мертвой зимы заново оживает. В древности предки чувашей — булгарские племена жили около Черного моря. В тех местах весна приходит уже в феврале и первую пахоту начинают в марте. Когда булгары пришли в Поволжье — они попали в другой, более холодный климат, и земледельческие работы можно было начинать лишь в апреле-мае. Так, по некоторым сведениям, появилось название месяца пуш (март), что в переводе означает «пустой», то есть свободный от земледельческой работы месяц. Большинство чувашских названий месяцев связано с земледельческими работами. Термины юпа (октябрь) и чyк (ноябрь) произошли от названий обрядов, проводимых в эти месяцы. Слово раштав (декабрь) образовалось от термина «рождество». По календарю, использовавшемуся до 1918 года, христианский праздник Рождества проходил в декабре. Возможно, в прошлом этот месяц назывался сурхури по названию чувашского праздника, проходившего в это время. Сезоны в чувашском календаре. В записях некоторых исследователей встречается упоминание, что чуваши начинали отсчитывать новый год весной, а по другим сведениям — осенью. Ученые считают, что многие народы в глубокой древности отмечали не начало нового года, а делили год на два сезона и отмечали их начала. Эта древнейшая особенность народного календаря сохранилась в чувашских традициях. Так, слова «зима» и «лето» переводятся только как хел и cу, а для слов «весна» и «осень» существуют термины cуркунне и кeркунне, то есть «весенние дни» и «осенние дни». Вероятно, древние чуваши делили год на теплый (cу) и холодный (хeл) сезоны. Наши предки, как и другие народы, начинали отсчитывать теплый сезон примерно со дня весеннего равноденствия (20—21 марта), а холодный — со дня осеннего равноденствия (23 сентября), таким образом, в теплый (весеннее-летний) сезон входили современные месяцы — апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь; в холодный (осеннее-зимний) — октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Неделя в народном чувашском календаре. Так как лунный месяц содержал 29 с половиной суток, то в одном месяце отсчитывали по 30, а в другом по 29 дней. Ученые считают, что седьмой день недели — воскресенье — попал в чувашский календарь из русского. Само название дня вырсарни кун дословно переводится как «день русской недели» — вырaс эрни кунe. Вероятно, чувашская неделя содержала 6 дней. Таким образом, в каждом месяце могло быть по 5 недель, а в 29-дневном месяце один день в 5-й неделе мог убираться. Возможно, это был ытлари кун, ытла — с чувашского языка переводится как «слишком, лишний». Название понедельника тунти кун — пока загадка, но предполагают, что название этого дня, как начало недели, могло образоваться от слова ту — делай, начинай делать. Более понятны другие названия дней недели. Юн кун — дословно «день крови», день, когда могли начинаться обряды, связанные с жертвоприношениями животных. Кecнерни кун — кeceн эрни кунe, «день младшей пятницы», день, завершающий неделю. Эрне кун — в переводе «день недели», то есть в древности этот день мог быть началом недели. Возможно, пятница как выходной попала в чувашский календарь от мусульман. Шaмат кун, как и русское слово «суббота», произошло от названия еврейского выходного дня «шабат». День в народном чувашском календаре. Чувашские сутки (талaк) начинались вечером, с появлением луны. Это отразилось и в выражении ceрeнкунeн (ночью и днем, то есть круглые сутки), где слово ceр стоит на первом месте. Поэтому вечер воскресенья для чувашей был началом понедельника и назывался не вырсарни каc, а тунти каc. Сутки могли делить на несколько частей: под вечер — каc кyлeм, вечер — каc, ночь — ceр, полночь — cур ceр, утро — ир, послеутреннее время ирхи кyлeм, день — кун, полдень — кaнтaр. Каждый час в сутках также мог иметь свое название, например, летом утренние часы назывались: время, когда просыпаются соловьи; время появления голубого света; время, когда можно различить лицо человека; время просветления края небосвода; время, когда поят коней; время, когда вешают котел, чтобы сварить завтрак; время рассвета; время утреннего кормления пастухов; время выхода стада; время полного рассвета и так далее.

Вопросы и задания

1. Продолжите список чувашских месяцев: ака — апрель-май, cу — май-июнь …

2. Термин «сентябрь» произошел от латинского слова «септем», означающего семь. Посчитайте, в каком современном месяце начинался год у древних латинян (римлян)?

3. Как вы думаете, что общего в чувашском термине cул (год) и в русском «лет» (например, 5 лет)? (Подсказка: используйте слова «лето» и «cу».)

4. Некоторые ученые считают, что слова «cул» и «cулca» связаны по своему происхождению. Как вы думаете, почему?

Хостинг от uCoz